********************************************************************************************************
2023-2024 учебный год
План работы муниципального методического объединения учителей начальных классов Северного района Новосибирской области на 2023 - 2024 учебный год (скачать)
Самообследование результатов работы ММО учителей начальных классов Северного района Новосибирской области за 2023/24 учебный год(скачать)
Анализ результатов по оценке сформированности функциональной грамотности в начальных классах в ОО Северного района Новосибирской области в мае 2024 года(скачать)
24.04.2024г. прошло очередное заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме: «Опыт работы при организации учебной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС -21 и ФОП».
Заседание провела Фролова Елена Михайловна, методист МКУ «ИМЦ». На заседании присутствовали учителя начальных классов из 9 образовательных организаций Северного района.
Елена Михайловна ознакомила коллег с материалами стратегической сессии по теме «Обеспечение качества общего образования в соответствии с обновленными ФГОС ОО, ФОП и ФАОП». Рассказала о стратегических ориентирах методической работы в муниципалитетах, направленной на обеспечение качества начального образования в части преодоления дефицитов, выявленных в ходе ВПР и НИКО с учетом требований ФГОС НОО и содержания ФРП; о результатах ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру по Новосибирской области.
Опыт работы по формированию функциональной грамотности представили:
- Маляревич О.Ф., учитель начальных классов МКОУ Биазинской средней школы рассказала о методах и приемах, которые использует на уроках математики. Показала практико - ориентированные задания: умение ориентироваться во времени; умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
- Лихварёва Н.В., учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала о технологиях: продуктивного чтения, развитие критического мышления через чтение и письмо, а так же о приёмах: «Шаги», «Корзина идей», «Яркое пятно», «До - после», «Читаю внимательно», «Да- нет», «Защищаем-обвиняем», «Весы», «Хорошо-плохо» «Паспорт героя» и другие, которые использует на уроках литературного чтения;
- Клещенко Л.П., учитель начальных классов МКОУ В-Красноярской средней школы, представила видеофрагмент занятия окружающего мира по теме «В лесу и на воде» для обучающихся 2 класса;
- Краснова О.В., учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала о учебных задачах, формирующие и развивающие функциональную грамотность младшего школьника. Показала, как на уроках использует игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры); работу с символическим текстом (диаграммами, таблицами, чертежами);задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания; моделированные задания.
- Добровальская Н.А., учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала о типах проектной деятельности, представила проекты: «Кто придумал цифры?», «Создание мультфильма своими руками в изобразительной деятельности», «Как правильно написать письмо деду Морозу?», «Моё село», «Я –учитель!».
- Ванченко А.В., учитель начальных классов МКОУ Чувашинской ОШ. Она рассказала о формировании креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности.
-Кулачкова Т. С., учитель начальных классов МКОУ Витинской ОШ. Рассказала о учебно-методическом комплексе «Финансовая грамотность», который использует в своей работе; о предметных результатах изучения основ финансовой грамотности; о практико-ориентированных зданиях (экскурсия в магазин, «Узелки на память», «Деньги любят счёт») и др.
А так же обсуди проект плана работы на 2024-2025 учебный год.
29.02.24 на базе МКУ «ИМЦ» прошло расширенное заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов Северного района в форме научно-методической конференции по теме: «Оценка достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с обновленным ФГОС НОО: проблемы и перспективы».
Конференцию провела Татьяна Викторовна Смолеусова, профессор кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, к.п.н., доцент, Почетный работник общего образования РФ. На конференции приняли участие 22 педагога.
Перед участниками выступили: Молокова Анна Викторовна, проректор по научно-методической работе и цифровизации, зав. кафедрой начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, д.п. н., профессор. Она рассказала о непрерывном профессиональном развитии учителя начальных классов как важное условие качества образования; Татьяна Викторовна Смолеусова, профессор кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, к.п.н., доцент, Почетный работник общего образования РФ. Она рассказала о оценке достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с обновленным ФГОС НОО: проблемы и перспективы.
На конференции педагогами были рассмотрены практические вопросы. Учителя работали творческими группами по секциям. Затем представители от каждой группы озвучили свой практический материал. Были озвучены следующие вопросы: «Планируемые результаты по разделу "Фольклор" и тематический контроль» (Лялина Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МКОУ Северная СШ); «Электронное тестирование в начальной школе» (Ахметова Тамара Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ Северная СШ); «Использование жизненных ситуаций для контроля и оценки математической функциональной грамотности» (Лихварeва Наталья Валериевна, учитель начальных классов МКОУ Северная СШ); «Задания для оценки финансовой функциональной грамотности в начальной школе» (Григорьева Ольга Владимировна, учитель начальных классов Северная СШ); «Особенности оценивания творческих работ учеников» (Кулачкова Татьяна Семёновна, учитель начальных классов МКОУ Витинская ОШ); «Роль и приемы рефлексии на уроках в начальной школе» (Михалевич Наталья Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевская средняя школа); «Обзор пособий с тестовыми заданиями для контроля и оценки в начальных классах» (Курочкина Мария Ильинична, учитель начальных классов Северная СШ); «Обзор пособий с заданиями для контроля и оценки функциональной грамотности в начальных классах» (Доброльская Наталья Андреевна, учитель начальных классов Северная СШ). Итоги работы на конференции подвела Татьяна Викторовна Смолеусова, профессор кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО.

12.02.2024 прошло очередное заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов в форме круглого стола «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов».
Заседание провела Клещенко Лариса Петровна руководитель ММО учителей начальных классов МКОУ В- Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 9 образовательных организаций Северного района.
По вопросу «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов» выступила Фролова Е.М., методист МКУ «ИМЦ». Елена Михайловна познакомила коллег с основными трудностями младших школьников при изучении учебных предметов. Были озвучены пути решения по устранению трудностей, обусловленные неготовностью обучающегося выбирать и использовать универсальные учебные действия, оказание помощи ученику на уроке. А так же, что должен знать учитель выстраивая учебный процесс на новых концептуальных основаниях, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
По вопросу «Предупреждение трудностей младших школьников при изучении учебных предметов» выступили:
- Михайлова Тамара Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала какие трудности испытывают школьники при изучении учебного предмета «Русский язык». Более подробно остановилась на таких трудностях как: трудности, вызванные низким уровнем фонематического слуха и фонематического восприятия; трудности усвоения орфограммы «Непроверяемые гласные и согласные», а именно словарные слова; трудности написания слов с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова»; трудности автоматизации безошибочного написания с применением изученных правил. Представила методы и приемы, которые использует в своей работе: «Хлопни если услышишь», «Назови слова с заданным звуком»; упражнения со схемами слов «Соедини картинку со схемой», «Найди картинку и подбери схему с выделенным звуком», «Закрась квадратик в схеме заданному звуку»; задание с фишками; «Волшебная палочка», «Исправь ошибку», «Перевертыши», «Буквы перепутались».
- Пинтусова Оксана Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Северной СШ. Она рассказала какие трудности испытывают школьники при изучении учебного предмета «Математика»:
• в применении изученных математических умений и действий в типовых учебных ситуациях (группа 1); •в использовании умений в учебных (не дублирующих типовые) и практических ситуациях (группа 2); •в применении знаний, умений, способов действий и решений в новых ситуациях (группа 3); •в выполнении заданий, в которых приоритетными являются действия общеучебного ( метапредметного) характера: познавательные, связанные с самоорганизацией младшего школьника или его умением конструировать высказывания и тексты (группа 4). Представила задания, которые использует на уроках: «Сколько микроавтобусов вместимостью 13 человек потребуется для перевозки 29 пассажиров?», «Сколько потребуется килограммов песка, чтобы засыпать его в песочницу 2 м х 2 м, если на каждый квадратный метр его нужно 20 кг?», «Сколько потребуется песка на 4 м2, если на 1 м2 нужно 20 кг?», «Иван Иванович хочет купить 2 рулона обоев по 500 рублей. Какую сдачу в рублях он получит, если оплатит покупку купюрой 5000 рублей?» и другие.
- Кайгородова Зоя Федоровна, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы. Она рассказала какие трудности испытывают школьники при изучении учебного предмета «Литературное чтение», а так же о типичных ошибках при выполнении диагностических заданий по литературному чтению, которые были связаны с недостаточным развитием коммуникативных универсальных учебных действий. Речь идет о двух группах коммуникативных УУД: смысловом чтении и конструировании текстов разного типа. Педагог предложила следующие методические приемы, которые использует в своей работе:
1. Найдите в характеристике понятия ошибку (неточность).
2. Дополните значение данного термина, подберите синонимы, приведите примеры, когда данный термин применять нецелесообразно.
3. Обсудим варианты формулировки главной мысли. Какой из них будем считать более правильным и полным?
4. Заменим формулировку темы текста пословицей или поговоркой.
5. Обсудим: как сам автор относится к описанным событиям? Поведению героя? Описанию пейзажа? И другие…
- Михалевич Наталья Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Гражданцевской средней школы. Она рассказала какие трудности испытывают школьники при изучении учебного предмета «Окружающий мир». Рассказала, что в обучении предмета «окружающий мир» не должно быть приоритета репродуктивных заданий. Так как главной задачей при изучении данного предмета не является запоминание сведений об объектах и явлениях природы, социума. Наталья Ивановна рассказала, что традиционные методы и репродуктивные задания не позволяют эффективно реализовать развивающий потенциал содержания, варьировать формы обучения, интенсивно использовать средства обучения. Первичным критерием для успешного образовательного процесса является создание условий для потребностных деятельностей данного этапа возрастного развития. И здесь первичны три деятельности: сенсорная, поисково- исследовательская и продуктивно-творческая. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребёнка, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство и воображение.
На завершающем этапе заседания был рассмотрен вопрос «Проектирование и анализ учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО». Ларисой Петровной было озвучено новое в содержании обучения русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и даны ориентиры на проектирование учебного занятия. Остановились на проектирование учебных занятий по математике и по русскому языку. Педагоги спроектировали учебное занятие по русскому языку и по математике.
Методическая копилка

29.11.2023 г прошло очередное заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме: «Уровневый подход к планированию и достижению образовательных результатов как механизм реализации обновлённых ФГОС НОО и ФОП НОО залог успешной подготовки к ВПР».
Заседание провела Клещенко Лариса Петровна руководитель ММО учителей начальных классов МКОУ В- Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 9 образовательных организаций Северного района.
Лариса Петровна ознакомила коллег с материалами методической сессии, организованной специалистами кафедры начального образования НИПКиПРО по теме «Проектирование и анализ учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО». Практическую часть по материалам проектировочной сессии провести в январе на очном заседании.
По вопросам: «Единство структуры, принципов и положений в системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов на уровне начального общего образования (ФГОС-21, ФОП НОО)»; «Анализ результатов ВПР за 2022-2023 учебный год» выступила Фролова Елена Михайловна, методист МКУ «ИМЦ». Она ознакомила коллег со структурой, принципами и положением о системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов на уровне начального общего образования (ФГОС-21, ФОП НОО). Более подробно остановилась на заданиях ВПР, с которыми обучающиеся не справились (мат.-ка:4; 5(2); 7; 8; 9(1,2); 10; 11; 12; русский язык: 1К1; 6; 10; 13(2); 15(1,2); окружающий мир: 3(1); 3(3); 6(2,3); 10(2,3).
В рамках вопросов «Изучение изменений в содержании контрольно - измерительных материалов для проведения ВПР»; «Критериальное оценивание заданий ВПР» выступила Лушникова Анастасия Романовна учитель начальных классов МКОУ В-Красноярской средней школы. Она подробно остановилась на критериальном оценивании по предмету «Математика». Ознакомила с критериями для каждого типа задания и для каждого конкретного задания. И поделилась своим опытом работы над этими заданиями.
Педагоги Веселова Валентина Ильинична и Курочкина Мария Ильинична поделились опытом по системе работы по подготовке к проведению ВПР. Практикум по выполнению типовых заданий по подготовке к ВПР. Подробно, на конкретных примерах, было показано, как ведется систематическая работа по подготовке к ВПР. Было озвучено, о том, что бы привлекать родителей к подготовке детей к ВПР.
Клещенко Лариса Петровна выступила по вопросу «Разбор решений заданий муниципального этапа ВсОШ». Остановились на методических рекомендаций по составлению заданий по русскому языку. Ею было озвучено, что детей нужно готовить к ВсОШ систематично, начиная с 1 класса.

28.09.2023 прошло заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2023/2024 учебный год».
Заседание провела Клещенко Лариса Петровна руководитель ММО учителей начальных классов МКОУ В- Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов из 9 образовательных организаций Северного района.
Лариса Петровна ознакомила коллег с материалами методической сессии, которые были представлены в рамках XXIII съезда работников образования Новосибирской области, организованной специалистами кафедры начального образования НИПКиПРО по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников в фокусе внимания учителя начальных классов и руководителя методического объединения». Были озвучены лучшие практики методической работы в муниципальных системах образования: диагностика и самообследование работы ММО учителей начальных классов, особенности формирования функциональной грамотности обучающихся учителями начальных классов в контексте требований обновленного ФГОС НОО, актуальные методические вопросы реализации ФГОС НОО и ФООП в части обучения и воспитания младших школьников. Педагогам было рекомендовано использовать материалы, представленные специалистами кафедры НИПКиПРО.
Далее Лариса Петровна продолжила выступление по вопросу «Анализ работы ММО за 2022 -2023 учебный год. Она познакомила присутствующих коллег с анализом работы ММО учителей начальных классов за 2022-2023 учебный год. Отметила, что все запланированные мероприятия выполнены согласно плану, хорошую подготовку коллег к выступлениям, по обмену опытом работы по различным направлениям функциональной грамотности. Наряду с положительными результатами Лариса Петровна отметила, что нужно активизировать работу участии в конкурсах профессионального мастерства. Познакомила коллег с результатами педагогической диагностики по формированию функциональной грамотности, проведённой в общеобразовательных организациях в мае 2023 г. Она сделала акцент на то, что цель данной диагностики - анализ уровня сформированности различных видов функциональной грамотности выпускников начальной школы для принятия решения совершенствования образовательного процесса. Были представлены качественные показатели выполнения заданий обучающихся 4 класса по 6 направлениям сформированности ФГ (читательской, математической, финансовой и естественнонаучной грамотности, глобальных компетенций, креативного мышления). А также задания, вызвавшие затруднения у обучающихся 4 класса. Результаты педагогической диагностики было предложено направить в письменной форме в каждое общеобразовательное учреждение Северного района для дальнейшей коррекционной работы с обучающимися. Прошло обсуждение плана работы ММО учителей начальных классов на 2023-2024 учебный год.
Был сделан акцент на то, что план очень насыщенный, требует огромных усилий слаженной работы всех коллег района. Нужно обратить внимание на то, что будет продолжена работа по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся. А так же был рассмотрен вопрос об организации работы школьного и районного этапов олимпиады младших школьников по русскому языку и математике. Фролова Е.М., методист МКУ «ИМЦ» познакомила коллег с нормативно-правовой документацией по обновленным ФГОС НОО и ФОП НОО.