ММО дефектологи, 24-25

                                                                                

                            МКУ "ИМЦ"

Северный район, Новосибирская область

 

ММО педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения, 2024-2025 учебный год

 

****************************************************************************              

  • План работы муниципального методического объединения педагогов – дефектологов, учителей – логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения на 2024 - 2025 учебный год (скачать

  • Самообследование результатов работы ММО педагогов – дефектологов, учителей – логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения за 2024 - 2025 учебный год (скачать)                  

    

   08.04.2025 состоялось заседание ММО педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения по теме: «Творческая составляющая обучения: ресурсы и возможности». Заседание провёл руководитель муниципального методического объединения Колмакова Анжелика Валентиновна, педагог-психолог МБУ ДО ЦДО Северного района. На заседании присутствовали педагоги из 9 образовательных организаций.

  Анжелика Валентиновна, ознакомила педагогов с материалами стратегической сессии руководителей ММО педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения, организованной кафедрой психологии НИПКиПРО в марте 2025 года. Программа сессии включала ряд взаимосвязанных методических событий. Поддержка модераторами высокой активности групповой работы позволила сделать эти события смыслообразующими и продуктивными.  

В приветственном слове и докладе заведующего кафедрой специального и инклюзивного образования А. Ю. Горбуновой была подчеркнута значимость согласования работы в муниципальных методических объединениях с ключевыми ориентирами, заданными в стратегических документах федерального и регионального уровня. Программа сессии включала ряд взаимосвязанных методических событий. Поддержка модераторами высокой активности групповой работы позволила сделать эти события смыслообразующими и продуктивными. Члены профессорско-преподавательского состава кафедры – Г. М. Вартапетова, А. В. Тараканов, О. П. Пецух, Н. Б. Мигулина – организовали практический разбор учебных материалов сессии так, что методическим лидерам, последовательно переходя от позиции «Я – педагог» к позиции «Я – руководитель ММО», удалось отразить в созданных продуктах взаимосвязь профессионального развития педагогов дефектологического профиля и повышения качества образования обучающихся с ОВЗ.

Участниками заседания проанализированы основные аспекты следующих нормативно-правовых и других стратегических документов:

- Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в российской федерации на период до 2030 года.

- Приказ № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 778 «Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

- Комплексный план глав муниципалитетов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

 

   Далее педагоги образовательных организаций представили опыт работы:

- Макарова Оксана Владимировна, педагог-психолог МКОУ Биазинской средней школы,  «Эффективные методы развития креативного и критического мышления обучающихся». В видеофрагменте урока педагог продемонстрировал задания направленные на развитие критического мышления:

- мозговой штурм, кластер, дискуссия, корзина идей, ассоциации, незаконченные предложения (критичность мышления);

- нестандартное использование предметов, создание коллажей, проектная деятельность, головоломки (креативность).

- Шуршева Светлана Васильевна, педагог-психолог МКОУ Бергульской ОШ,

«Инновационные технологии  творческого развития обучающихся». В выступлении было уделено внимание следующим технологиям: проектная (примеры: город «Клетобург», сказка «Клетка – Бизнесмен»), арт-технология, технология детского дизайна (примеры: русская изба, 3Д модель природного сообщества, средневековая деревня), цифровые технологии, технология развития технического интеллекта др. С помощью видеофрагмента педагог продемонстрировал технологию технического интеллекта, где предлагалось представить и озвучить как предмет из одного места попадает в другое. Данный метод указал, что можно развивать оригинальность, креативность, широту, дивергентность мышления, а также выявлять творческие способности, которые наблюдались у определённых участников в видеофрагменте.

  - Понарина Жанна Людвиговна, учитель русского языка и литературы МКОУ Гражданцевской ОШ, «Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы». Учитель обратил внимание на использование синквейна, как способе развития читательской грамотности обучающегося. В видеофрагменте урока были отражены достоинства применения данного метода, которые удалось наблюдать:

- можно отследить широту и глубину понимания обучающимися содержания текста;

- отслеживание активности обучающихся;

- наблюдение за оригинальностью и ассоциативностью мышления обучающихся.

 - Новикова Наталья Ивановна, учитель-логопед МКОУ Северной СШ, озвучила материал по теме: «Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза младших школьников». Педагог обратил внимание  в  видеофрагменте занятия на следующие приёмы:  

1) правильное использование предлогов в предложении;

2) изменение приставки слова на основе других слов-примеров (например, в задании указано добавить приставку к слову «шёл», на основе другого слова-примера «зашить»).

                                                                

     

        


 

    22.01.2025 состоялось заседание ММО педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения по теме: «Формы и методы оказания помощи обучающимся и семьям различных категорий». Заседание провела руководитель муниципального методического объединения Колмакова Анжелика Валентиновна, педагог-психолог МБУ ДО ЦДО Северного района. На заседании присутствовали педагоги из 10 образовательных организаций.

    Педагоги продемонстрировали методы и приёмы по оказанию помощи различной направленности обучающимся и их семьям.

     Безроднова Оксана Вячеславовна, педагог-психолог МКДОУ детский сад «Сказка», раскрыла тему: «Роль детства в формировании личностных особенностей человека» (опыт работы). Педагог подчеркнул важную составляющую – функции детства, среди которых выделил: формирование основ поведения, ценностей и убеждений, коммуникативных навыков, самооценки. Внимание было обращено на причины детской психологической травматизации: болезни, психологическое давление, предательство или несправедливое отношение со стороны взрослого, недостаток любви и внимания со стороны родителей, потеря близких людей, девиантное поведение родителей или близких родственников. Немаловажным стало рассмотрение признаков, перенесения детских психотравмирующих ситуаций: подмена своей личности признаками ей несоответствующими, виктимное поведение, пассивная агрессия, отказ от эмоциональности. Оксана Вячеславовна обратила внимание на периодизацию детства Гюнтера Хорна, описывающую взаимосвязь влияния событий и особенностей протекания периода детства на формирование личности человека. Участниками заседания была разобрана популярная социальная игра Гюнтера Хорна «Лепёшка», направленная на проработку тем «границы» и вымещение агрессии социально-приемлемым способом.  В результате анализа данного вопроса педагоги подчеркнули важность взаимосвязи особенностей протекания детства с последующими периодами развития.

     Иванова Юлия Александровна, учитель-логопед МК ДОУ детский сад «Сказка»  представила опыт работы по теме: «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ». Педагог рассмотрел не только инновационные, но и традиционные технологии, где указал: логопедическое обследование, коррекционная работа с дефектами звукопроизношения, формирование навыков правильного речевого дыхания, логопедический массаж. Юлия Александровна детально озвучила инновационные методы и приемы,  применяемые в своей работе: арт-терапевтические методики (музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия), игровые технологии, телесно-ориентированные техники (цветотерапия, ароматерапия, пальчиковая гимнастика, информационно-компьютерные технологии (показ видео-инструкций по выполнению упражнения), мнемотехника. Педагог продемонстрировал видеофрагменты группового и индивидуального занятия. На групповом занятии Юлия Александровна показала приёмы языковой гимнастики с помощью мнемотехники, использования зеркал, упражнений языка, а также развитие крупной и мелкой моторики посредством двигательных упражнений. Индивидуальное занятие подчеркнуло достоинства применения компьютерных технологий. На данном занятии педагог задействовал игровую платформу Мерсибо как вспомогательный инструмент в постановке звука «Р». Данная платформа позволяет развивать звукопроизношение с помощью различных увлекательных для детей игр-упражнений.  В результате Юлия Александровна обозначила достоинства применения инновационных и традиционных логопедических методов в совокупности.

     Одним из самых актуальных вопросов заседания стала темы: «Форматы взаимодействия и работы с семьями. Проблемы и успешный опыт», которую озвучила Мордвинцева Наталья Александровна, педагог –психолог МКОУ Коб-Кордоновской ОШ. Педагог обозначил проблему организации эффективной работы с родителями, где совместно с участниками заседания проанализированы следующие факторы: ожидание быстрого и легкого успеха, отсутствие опыта группового взаимодействия, неотработанность поставленной задачи с точки зрения личностной значимости для родителей, трудности в налаживании коммуникаций между друг другом (закрытость родителей), редкость и кратковременность такой работы, завышенные и нереалистические ожидания от психолога, неэффективно сформированные группы. Наталья Александровна указала на формы работы, которые нужно применять, взаимодействуя с родителями, а именно: выступление-презентация, выступление-исследование, тематическое выступление, тематическое родительское собрание, групповые тренинги (например, социально-психологические тренинги), консультации. Особое внимание было уделено применению интерактивного метода социально-психологического тренинга. Она представила видеофрагмент родительского собрания с элементами игры и тренинга на тему «Я – хороший родитель!», направленного на формирование доверительных и доброжелательных отношений между детьми и родителями. Педагог -психолог провела лекцию с родителями по теме «Что надо знать о своём ребёнке?», включив такие игры и упражнения, как: «Пять имён», позволяющая понять, как хорошо родитель знает своего ребёнка; «Цветок», где родители подбирали ласковые слова для своего ребёнка, записывая их лепестках цветка. Наталья Александровна показала, насколько эффективно, продуктивно и интересно можно организовать взаимодействие педагога с родителями, формируя при этом доверительные отношения и заинтересованность родителей в последующих встречах.

       Педагог-психолог МБУ ДО ЦДО Северного района Колмакова Анжелика Валентиновна рассказала о своём опыте работы по теме: «Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ОО с семьёй». Обозначен вопрос важности понимания составляющих родительского клуба: задачи, миссия, состав участников, формы и методы работы, частота встреч – с целью организации качественной помощи участникам клуба. Педагог указал на методы, применяемые в родительском клубе: мастер-классы, тренинги (например, на эмоциональную разгрузку), развлекательные программы, просветительские мероприятия. Также внимание педагогов было обращено на примеры техник, применяемых Анжеликой Валентиновной  в ходе реализации деятельности клуба «Шаг навстречу».  Удалось  продемонстрировать использование арт-терапии (кукло-, глинотерапия), игровых методов с родителями.  Педагог подчеркнул формирование доверительных отношений, психологическая и педагогическая поддержка участников – как одни из важнейших достоинств реализации родительских клубов.

      Опыт работы по теме: «Использование нейроигр и нейроупражнений в логопедической работе с младшими школьниками» представила Тихонова Елена Александровна,  учитель-логопед МКОУ Северной СШ. Учитель – логопед в работе с младшими школьниками проанализировала потенциал выполнения следующих задач с помощью нейроигр: стимуляция активности коры больших полушарий; восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга; восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса. Елена Александровна представила видеофрагмент занятия с использованием различных нейроигр и нейроупражнений в логопедической работе.  Елена Александровна показала как с помощью мяча можно учить правильно ставить ударение.  Упражнение «Звуковая тропинка» показало, как формировать координационные движения рук, со дружественность их связей, а также как автоматизировать звук. Двуручные упражнения для развития межполушарных связей показали, как сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, выделять определённые звуки. Таким образом, Елена Александровна подчеркнула потенциал возможностей задействования в логопедической и психолого-педагогической направленности нейропсихологических игр. Данные методы и приёмы позволяют не только организовать развивающий процесс, но и повысить уровень мотивации к учебной деятельности и саморазвитию.

       О  игровых методах  рассказала Бойченко Оксана Петровна, учитель математики МКОУ В-Красноярской средней школы.  Педагогам была представлена классификация математических игр, среди которых были обозначены: ролевые игры (игра «Рыбалка», тема: «Квадратные уравнения» (8 класс)); познавательные игры («Звёздный час Функции», тема: «Квадратичная функция» (9 класс)); комплексные игры (игра «Математический поединок»); игры-упражнения (математические шарады, анаграммы). Представлен видеофрагмент урока алгебры в 7 классе, проведённого в формате математического кафе. Учитель построил урок таким образом, что после каждого полученного блюда дети выполняли задания (анаграмма, ребусы, решение уравнения и геометрической задачи). Задания имели индивидуальный и групповой характер. Оксана Петровна  продемонстрировала достоинства нестандартного подхода к построению урока. Данный опыт показал не только инструмент реализации программного материала, развитие математических способностей, но и создание условий по повышению учебной мотивации, любознательности, развитию креативного мышления.

      Далее на заседании были озвучены материалы семинара-тренинга «Профилактика эмоционального выгорания через развитие эмоционального интеллекта» межрайонного методического калейдоскопа «Методическая мастерская руководителя ММО», организованного Информационно-методическим центром МКУ ДПО Куйбышевского района в декабре 2024 г. Участники заседания разобрали аспекты содержания семинара-тренинга. Удалось рассмотреть составляющие эмоционального выгорания: признаки, причины, стадии, методы профилактики. Внимание обратили на эмоциональный интеллект, как один из инструментов по профилактике эмоционального выгорания. Детально были проанализированы упражнения по развитию эмоционального интеллекта и оптимизации эмоционального состояния: «Комиссионный магазин», «Кинопробы», «Фотография группы».  В результате педагоги не только смогли рассмотреть данную практику, но и увидеть возможности её применения в собственной деятельности,  в области работы с эмоциональным выгоранием.  В ходе заседания был  изучен опыт использования форм и методов оказания помощи обучающимся и их семьям с позиции деятельности различных специалистов. Полученные материалы помогут расширить диапазон инструментов для реализации логопедических и психолого-педагогических задач по ранее  проанализированным вопросам.

 

         

 

                              


 

    11.11.2024 состоялось заседание ММО педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения по теме: «Инструменты организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ООП».

  Заседание провёл руководитель муниципального методического объединения Колмакова Анжелика Валентиновна, педагог-психолог МБУ ДО ЦДО Северного района. На заседании присутствовали педагоги из 9 образовательных организаций.

  Актуальной задачей на 2024-2025 учебный год стоит задача формирования читательской грамотности обучающихся. В связи с этой задачей педагоги продемонстрировали собственный опыт работы с обучающимися c особыми образовательными потребностями.

  Андреева Н. П., педагог-дефектолог МКОУ Северной СШ представила эффективные практики по теме «Функция педагога-дефектолога в развитии мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся с ООП». Педагог сделал акцент о влиянии эмоциональной поддержки, атмосферы доверия и взаимопонимания в формировании внутренней мотивации. Рассмотрены основные блоки коррекционно-развивающей работы: развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков, формирование пространственно-временных представлений, умственное развитие, формирование представлений о предметах и явлениях, «обогащение словаря и развитие связной речи». Андреева Н. П. указала на эффективность применения в коррекционно-развивающей работе таких методов, как: лепка, графический диктант, использование спирографов, математических раскрасок и межполушарных досок. Представленный педагогом видеофрагмент занятия с обучающимися с 1 класса по теме: «Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления, двигательной сферы» продемонстрировал не только приёмы: графический диктант, использование наглядного материала, лепка из пластилина, но и их практическую значимость в развитии мотивационной, моторной и познавательных сфер.

   Григорьева Л. А., педагог -психолог МКОУ Северной СШ выступила по теме «Деятельность педагога-психолога в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся с ООП». Она обозначила составляющие роли педагога-психолога в развитии функциональной грамотности, в которой выделила: диагностику и оценку, разработку индивидуальных программ, поддержку и сопровождение. Озвучила методы: игровая деятельность, проектная деятельность, коучинг и наставничество. Продемонстрировать свой опыт работы по формированию функциональной грамотности педагогу удалось с помощью представления видеофрагмента коррекционно-развивающего занятия с обучающимися 1 класса на тему: «Мои эмоции», направленного на развитие у детей представлений о разнообразии эмоций, чувств, а также широте спектра их проявления. Участники заседания увидели, как дети учились искать нужные эмоции, проявлять их друг к другу, а также угадывать.

    Смеловой Г. С., учителю русского языка и литературы МКОУ Витинской ОШ в рамках вопроса «Формирование читательской грамотности педагогически запущенных обучающихся» была представлена технология развития критического мышления. Педагог презентовал достоинства технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП). Уделил внимание модели урока, выстроенному по ТРКМЧП, в связи с чем состоящий из 3 фаз: вызов, осмысление, рефлексия. Каждый этап урока был раскрыт с позиции выполняемых задач и возможных используемых методах и технологиях, где, например, обозначены: мозговая атака, таблицы (фаза «вызов»); «инсерт», фишбоун» (фаза «осмысление»); кластер, синквейн (фаза «рефлексия»). Смелова Г. С. указала, что ученики, в том числе, используя электронные ресурсы: видеоролики, «Учи.ру», интерактивные задания РЭШ - учатся работать с различными форматами текстов. Также был представлен видеофграгмент занятия, в котором отражено использование ТРКМЧП с педагогически запущенными обучающимися.

  Колмакова А. В., педагог-психолог МБУ ДО ЦДО Северного района, ознакомила педагогов с материалами проектировочной сессии «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: формирование и развитие читательской грамотности участников образовательного процесса», организованной кафедрой специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии НИПКиПРО в ноябре 2024 г. На заседании с помощью метода «интеллект-карта» визуализировали и рассмотрели компоненты читательской грамотности. Руководитель совместно с педагогами рассмотрели читательскую грамотность с помощью метода «интеллект-карта». Удалось отразить условия и инструменты развития читательской грамотности (познавательная сфера, методы и методики), участников процесса формирования читательской грамотности (педагоги, родители, дети) и её составляющие (смысловое чтение, критический анализ текста, пересказ текста и др.). Развитие читательской грамотности была поставлена в перечень одних из приоритетных задач на 2024-2025 учебный год. Также руководитель затронул второй вопрос проектировочной сессии, содержащий в себе аспекты проектирования тренинга на темы: критическое мышление (подростковый возраст); эмоциональный интеллект (младший школьный возраст); коммуникативные навыки (дошкольный возраст).


 

 

   17.09.2024 состоялось заседание ММО педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения по теме: «Обеспечение качества образовательного процесса в рамках реализации ФГОС ОО с учётом содержания ФООП, ФАОП в ОО Новосибирской области: задачи на 2024/2025 учебный год». Заседание провёл руководитель муниципального методического объединения педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения Колмакова Анжелика Валентиновна, педагог-психолог МБУ ДО ЦДО Северного района. На заседании присутствовали педагоги из 9 образовательных организаций.                

   Анжелика Валентиновна ознакомила коллег с материалами методической сессии, которые были представлены в рамках XXIV съезда работников образования Новосибирской области «Педагог и Семья: вместе создаем Будущее Новосибирской области», организованной специалистами кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии НИПКиПРО, по темам: - «Методические аспекты обеспечения качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Участие руководителей ММО в работе мастер-классов, подготовленных и проведенных Натальей Никитиной (рук. ММО учителей-дефектологов Кировского района), Валентиной Сучковой (рук. ММО учителей-логопедов г. Искитима), Татьяной Гурьяновой (рук. ММО учителей-логопедов г. Новосибирска), Галиной Котеневой (методистом ИМЦ Черепановского района), позволило по-новому взглянуть на роль семьи в обеспечении качества воспитания и обучения детей с ОВЗ, расставить важные акценты в методических подходах к решению проблем организации взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения с семьями обучающихся с ОВЗ. В завершение модераторы представили и обсудили с руководителями ММО организационно-методическую информацию, касающуюся перспектив дальнейшего плодотворного сотрудничества; -«Методические аспекты обеспечения качества образовательного процесса: региональные практики и перспективы». Заведующая кафедрой психологии НИПКиПРО Ангелина Штельвах обозначила регламент методической сессии, ее цели, подчеркнула место данной сессии в общей логике ежегодных методических мероприятий, акцентировала внимание на актуальных документах, регламентирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации. В рамках стратегической сессии, прошедшей в марте 2024 года, были сформулированы дефициты и проблемные зоны в работе педагогов-психологов и руководителей МО педагогов-психологов, работа августовской сессии была направлена на изучение уже имеющегося опыта преодоления дефицитов и разрешения возникающих в работе сложностей. Так, Варвара Моисеенко, руководитель ММО Черепановского района, и Галина Котенева, методист ИМЦ РО Черепановского района, провели мастер-класс, на котором поделились опытом проведения мониторинга функциональной грамотности «креативное мышление» и организации работы по его результатам. Ирина Власова, руководитель ММО педагогов-психологов Тогучинского района, провела тренинг «Настрой на работу», направленный на активизацию личностных и групповых ресурсов, развитие навыков рефлексии деятельности. Екатерина Киреева, руководитель ММО Новосибирского района, представила опыт по работе с семьями участников СВО и акцентировала внимание на особенностях консультирования данной категории. Анна Игольникова, руководитель ММО педагогов-психологов ДДО г. Новосибирска, представила опыт работы методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций: марафон «Вдохновляйся, воплощай, твори» как инструмент выявления и распространения успешных практик коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Юлия Хукаленко, педагог-психолог д/с № 4 «СемьЯ», провела мастер-класс по работе с авторским пособием «SMART облако» для детей старшего дошкольного возраста. Также участники методической сессии смогли познакомиться с авторским пособием «Галечный конструктор, разработанным Татьяной Завьяловой, педагогом-психологом д/с № 347.

      Далее Анжелика Валентиновна озвучила вопросы: «Анализ работы ММО за 2023 -2024 учебный год», «Результаты педагогической диагностики с целью определения профессиональных дефицитов педагогов, затрудняющих формирование функциональной грамотности обучающихся, проведённого в ОО в мае 2024 г.», проект плана работы ММО педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения на 2024-2025 учебный год. Отметила, что все запланированные мероприятия в 2023-2024 учебном году выполнены согласно плану, хорошую подготовку коллег к выступлениям, по обмену опытом работы по различным направлениям функциональной грамотности. Наряду с положительными результатами нужно активизировать работу в конкурсах профессионального мастерства. Педагогами были изучены структурные и тематические компоненты содержания проекта плана на 2024-2025 учебный год.

 


 

                    

Дата последнего обновления страницы 20.10.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»