****************************************************************************************************
-
План работы муниципального методического объединения заместителей директоров по учебно-воспитательной работе Северного района Новосибирской области на 2024 - 2025 учебный год (просмотреть)
-
Самообследование результатов работы ММО заместителей директоров по учебной-воспитательной работе за 2024-2025 учебный год (скачать)
-
Результаты муниципального мониторинга математической, читательской, естественно-научной функциональной грамотности среди обучающихся 7-9 классов Северного района Новосибирской области (скачать)
21 апреля 2025 года состоялось заседание муниципального методического объединения заместителей директоров по учебно-воспитательной работе образовательных учреждений Северного района по теме «Реализация современных подходов к организации учебной деятельности учащихся как фактор повышения качества образования». Мероприятие организовала и провела заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ Северной СШ Антоненко Алла Александровна, руководитель ММО. На заседании присутствовали заместители и и.о. заместителей директора по УВР Северного района из 7 (88 %) образовательных организаций.
С материалами стратегической сессии руководителей ММО заместителей директоров по УВР, которая прошла 26 марта 2025 в НИПКиПРО по теме «Обеспечение качества общего образования в соответствии с обновлёнными ФГОС общего образования, ФООП и ФАОП: согласование стратегических ориентиров методической работы» познакомила А.А. Антоненко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ Северной СШ.
По вопросу «Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у обучающихся» выступила Шинкевич Н.В, и.о. замдиректора по УВР МКОУ Бергульской ОШ. Наталья Васильевна начала с того, что современные образовательные стандарты ставят перед школой важную задачу — формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих развитие метапредметных компетенций учеников. Отметила, что для объективной оценки важно сочетать методы самооценки, взаимооценки и оценку учителя-эксперта. Критерии оценки направлены на выявление уровней овладения каждым видом универсальных учебных действий. Использование проектно-исследовательских заданий позволяет эффективно формировать и оценивать такие важные умения ученика, как способность к самоорганизации, умение анализировать информацию, проводить эксперименты и аргументированно защищать свою позицию.
По вопросу «Использование приемов технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) на уроках в начальной школе» выступила Кайгородова З.Ф., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Гражданцевской ОШ. Зоя Федоровна сделала акцент на то, что личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности — это те основные ценности, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Также важно создавать среду развивающего обучения, вовлекающую детей в активную деятельность поиска и творчества: наблюдение, сравнение, решение задач, создание собственного продукта. Одним из эффективных методов формирования творческих способностей учащихся является использование технологии ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).
Зоя Федоровна познакомила присутствующих с примерами игровых приемов ТРИЗ, используемых на уроках начальной школы. Применение технологии ТРИЗ даёт положительные результаты: повышается уровень мотивации, развивается уверенность в собственных силах, укрепляются навыки коммуникации и сотрудничества, развиваются лидерские качества и творческие способности.
По третьему вопросу «Перспективно опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении учебного процесса» выступила Смелова Г.С., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Витинской ОШ. Галина Семеновна поделилась опытом использования одной эффективной педагогической технологии, разработанной известным российским педагогом Софьей Николаевной Лысенковой- перспективно-опережающем обучении, сочетающим два основных элемента: опорную схему и комментированное управление.
Галина Семеновна подчеркнула, что все составляющие методики гармонично дополняют друг друга, создают мощный механизм обучения, помогающий качественно повысить уровень знаний и заинтересованность учащихся.
По четвертому вопросу «Виды технологий проблемного обучения» выступили Сидорова Т.Н., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Остяцкой ОШ и Гришмановская Н.Д., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Биазинской средней школы. Они представили обзор технологий проблемного обучения, которые успешно применяют в своей педагогической практике.
В заключении выступления они отметили, что проблемное обучение открывает огромные перспективы для развития интеллектуальной активности учащихся, инициирования самостоятельности и стремления к достижению высоких результатов.
Об участии в проекте «Кураторская методика» рассказала Худякова Т.М., замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ. Она отметила, что кураторская методика направлена на повышение качества образования через повышение профессионализма педагога и ее главной особенностью является то, что один педагог ведет урок, второй наблюдает и фиксирует ключевые моменты по заданию куратора.
Татьяна Михайловна, отметила, что применение кураторской методики позволяет наблюдать и развивать у педагогов следующие компетенции:
1. Умение видеть весь класс, охват.
2. Умение работать с разными группами учащихся.
3. Умение выдерживать педагогическую паузу.
4. Эффективное использование времени урока.
5. Умение задавать вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность.
6. Использование пространства класса.
7. Умение выражать похвалу.
По результатам работы ММО заместители и и.о. заместителей директора по УВР получили необходимые рекомендации.

24.02.2025 прошло заседание муниципального методического объединения заместителей руководителя по учебной работе Северного района по теме «ВСОКО как одна из составляющих внутришкольной системы оценки качества образования в условиях реализации обновленного ФГОС», которое провела Антоненко Алла Александровна, руководитель ММО, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ.
На заседании присутствовали заместители и и.о. заместителей директора по УВР Северного района из 8 (100 %) образовательных организаций.
По вопросу «Пути повышения качества образования: от внешней оценки качества образования к внутренней» выступила Сидорова Т.Н., заместитель директора по УВР МКОУ Остяцкой ОШ. Татьяна Николаевна начала с того, что проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в образовании как на федеральном, так и на региональном уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества. Татьяна Николаевна подробно остановилась на таком компоненте как сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования в школе.
По вопросу «Содержание и формы внутришкольной системы оценки качества образования» выступила Смелова Г.С., заместитель директора по УВР МКОУ Витинской ОШ. Галина Семеновна отметила, что каждая образовательная организация организует и обеспечивает функционирование внутренней системы оценки качества образования.
Также Галина Семеновна подробно остановилась на структуре и содержание ВСОКО, отметила ее составляющие и основные функции.
С причинами снижения и путями повышения качества образования ознакомила Силкова А.И., и.о. заместителя директора по УВР МКОУ В-Красноярской средней школы. Она отметила, что современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием. Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Также Алена Ивановна отметила, что контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.
В заключение своего доклада Алена Ивановна подчеркнула, что важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему.
По вопросу «Система оценивания в условиях ФГОС» выступила Т.М. Худякова, заместитель директора по УВР МКОУ Северной СШ. Она на конкретных примерах показала, какие ошибки допускают педагоги при выставлении отметок обучающимся в электронном журнале.
По вопросу «Объективное оценивание - основа повышения качества образования» выступила Шинкевич Н.В., и.о. заместителя директора по УВР МКОУ Бергульской ОШ. Наталья Васильевна отметила, что проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальных в педагогической теории и практике. Объективное оценивание — фундаментальная задача образования. Проблема объективного оценивания обученности (результатов обучения) обучающихся в общеобразовательной школе в настоящее время не решена. Она отметила следующие проблемы:
- субъективизм школьной отметки;
- недостаточная разработанность критериев оценивания
- существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.
- отсутствие четких критериев в выборе отметки.
- отсутствие в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла.
- трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.


25.11.2024 прошло заседание муниципального методического объединения заместителей директоров по УВР Северного района по теме «Семинар-практикум по теме: «Формирование читательской грамотности, как условие повышения качества образования обучающихся в соответствии с требованиями обновленных ФГОС», которое провела Антоненко Алла Александровна, руководитель ММО, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ.
На заседании присутствовали заместители и и.о. заместителей директора по УВР Северного района из 8 (100 %) образовательных организаций.
Руководитель ММО Антоненко Алла Александровна, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ, представила материалы с проектировочной сессии по теме «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: формирование и развитие читательской грамотности участников образовательного процесса. Управленческий аспект», на котором участники разрабатывали управленческий проект в соответствии с темой проектировочной сессии. Алла Александровна более подробно остановилась на нормативной базе, озвучила результаты оценки функциональной грамотности в 2023 году, познакомила с читательскими действиями, связанные с тем или иным видом работы, видами текста.
По вопросу «Формирование читательской грамотности в контексте требований ФГОС» выступила Мордвинцева Н.А., и.о. замдиректора по УВР. Наталья Александровна ознакомила присутствующих с системой работы по формированию функциональной грамотности в МКОУ Коб-Кордоновской ОШ, с индикаторами функциональной грамотности школьников и их показателями, такими как общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки; компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы; находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным систематическим каталогом библиотеки; анализировать информацию. Наталья Александровна подчеркнула, что данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
По вопросу «Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах» выступила Гришмановская Н.Д., и.о. замдиректора по УВР МКОУ Биазинской средней школы. Наталья Дмитриевна обратила внимание на то, что задачей учителя является формирование умения читать учебную, справочную, научно – познавательную литературу. В зависимости от специфики учебного материала, на котором происходит обучение чтению, учитель должен научить читать разные тексты разными способами. Важно, чтобы ребенок был увлечен, умел найти в изученном тексте любую информацию, необходимую для учебного процесса. В этом и есть основная нагрузка термина «смысловое»: восприятие, понимание и последующая интерпретация текста – фактически противоположность механическому чтению. Также она пояснила, что важно:
1. выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
2. пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
3. отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
4. определять эмоциональный характер текста;
5. выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
6. опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
7. определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
8.уметь прогнозировать содержание читаемого;
9. осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
10. формулировать тему небольшого текста;
11. работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
12. выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
13. определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
14. находить главную мысль, сформулированную в тексте;
15. определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Далее, Наталья Дмитриевна ознакомила с этапами работы с текстом технологии смыслового чтения. Показала видеофрагменты своих уроков по формированию навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
С приёмами формирования читательской грамотности ознакомила Силкова А.И., и.о. замдиректора по УВР МКОУ В-Красноярской средней школы. Она отметила, что главная задача современной школы заключается в воспитании динамичной личности, которая готова к самообразованию, саморазвитию, свободно, творчески мыслить. Одной из ключевых составляющих такой личности является читательская грамотность. Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Требования к уровню читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах ФГОС. Следовательно, обучение приемам работы с текстом приобретает всеобъемлющий, надпредметный характер. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской грамотности. Текст на всех школьных предметах должен стать полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи. Уроки литературы в школе имеют наибольший потенциал и возможности по формированию читательской грамотности.
В настоящее время читательская грамотность подразумевает практические умения работы с текстом: умение понимать, анализировать прочитанное, использовать информацию для решения определенных задач.
Читательская грамотность состоит из взаимодополняющих аспектов:
- понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
- оценка языка, стиля, жанра;
- ориентация в тексте, преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
- формулирование основных идей и выводов;
- общее понимание текста;
- размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
С учетом возрастных особенностей определяют следующие навыки читательской грамотности:
- в 5-6 классах – умение отвечать на вопросы по тексту, поставленные в прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
- в 7-8 классах – умение составить план прочитанного текста и воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и соотносить ее с собственным читательским опытом;
- в 9-11 классы – умения конспектировать и тезисами излагать информацию из текста, реконструировать авторский замысел, опираясь на информацию данную в тексте, и формальные элементы текста, применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста, являются основными, базовыми.
Таким образом, содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного.
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов среднего общего образования ставит задачу выбора приемов и способов формирования читательских умений в педагогической практике.
Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов;
- характеристика героя;
- написание отзыва;
- написание сочинения и др.
Алена Ивановна познакомила присутствующих с технологиями, методами и приёмами, которыми она пользуется на уроках:
-кластер;
-«Тонкий и Толстый вопрос»;
-«Ассоциация»;
-проектная технология;
-«Реставрация текста»;
-комплексный анализ текста.
В заключение она отметила, что ежедневная работа с текстом повышает уровень читательской грамотности. Использование на уроках различных методов и приёмов позволяют школьникам понять текст, анализировать и находить более короткие пути решения поставленных перед ними задач.
По вопросу «Технология коллективного планирования «исследование урока»: особенности и основные этапы» ознакомила О.П. Кривошеина, директор МКУ «ИМЦ» Северного района. Ольга Петровна отметила, что использования технологии Исследования урока (Lesson Study) является одним из способов совершенствования методической работы в современной школе. Она рассказала присутствующим, как правильно выстроить работу по данной технологии, как планировать урок и составить протоколы его наблюдения, проводить интервьюирование учеников, обсуждение проведенного урока по данной технологии; подробно описала процесс Lesson Study с выводами и рекомендациями для заместителей директора по УВР. Далее выступление продолжила Силкова А.И., и.о. замдиректора по УВР МКОУ В-Красноярской средней школы. Она рассказала, что в образовательной организации технологию Исследование урока применяют четвертый учебный год. В этом году в работу были включены учителя начальной школы. В целом, Алена Ивановна отметила повышение качества преподавания уроков у педагогов, работающих по данной технологии.
По результатам работы ММО заместители и и.о. заместителей директора по УВР получили необходимые рекомендации.

30.09.2024 прошло заседание муниципального методического объединения заместителей директоров по УВР Северного района по теме «Организация единого образовательного пространства: новые возможности для обучения и воспитания», которое провела Антоненко Алла Александровна, руководитель ММО, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ.
На заседании присутствовали заместители и и.о. заместителей директора по УВР Северного района из 6 (75 %) образовательных организаций.
Руководитель ММО Антоненко Алла Александровна, замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ, осветила материалы региональной методической сессии для руководителей ММО, которая прошла в г. Новосибирске 28.08.2024 по теме «Методические аспекты обеспечения качества образовательного процесса: особенности управления образовательной организацией». Алла Александровна озвучила вектор направлений работы на новый учебный год, познакомила с приоритетными направлениями деятельности и основными задачами.
Далее, Алла Александровна указала на необходимость обновления локальных актов образовательной организации в связи с переходом на ФООП, ознакомила с нормативно- правовыми основами оценки образовательных результатов, озвучила перечень основных документов, сопровождающих процедуру промежуточной аттестации.
С результатами мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 7, 8 классов, проведенного в ОО Северного района в апреле 2024 года, ознакомила О.П. Кривошеина, директор МКУ «ИМЦ» Северного района. Ольга Петровна отметила проблемы, связанные с умением использовать предметные знания и умения при решении учебно-практических задач (проблем), дала необходимые рекомендации.
Антоненко А.А., замдиректора по УВР МКОУ Северной СШ представила анализ работы ММО за 2023 -2024 учебный год. Алла Александровна отметила, что все члены ММО плодотворно работали над реализацией поставленных в 2023-2024 учебном году целей и задач. Деятельность членов ММО была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Все вопросы, рассмотренные на заседаниях ММО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, совершенствования качества учебно-воспитательной работы. Тематика обсуждаемых проблем соответствовала единой проблеме методического пространства.
Далее Алла Александровна озвучила результаты работы по самообследованию результативности работы ММО с апреля 2023 года по июнь 2024 года. Она указала на основные достижения ММО замдиректоров по УВР: а) все запланированные вопросы были рассмотрены на состоявшихся очных и заочных заседаниях;
б) посещение заседаний ММО достаточно высокое;
в) работа над повышением уровня функциональной грамотности велась всеми образовательными организациями Северного района.
Далее, Алла Александровна ознакомила с планом работы ММО заместителей директоров по УВР на 2024-2025 учебный год, озвучила единую методическую тему «Реализация требований ФГОС ОО с учетом содержания ФООП, ФАОП в ОО Новосибирской области», обозначила перспективы дальнейшей работы.
По 6 вопросу «Об участии в региональном конкурсе «Методическая гордость Новосибири», о внедрении педагогического подхода Lesson study выступила О.П. Кривошеина, директор МКУ «ИМЦ» Северного района. Ольга Петровна озвучила цель и задачи конкурса, продемонстрировала материалы его участников, рассказала о внедрении «Исследование урока» в ОО Северного района в 2023-2024 уч. г.
По 7 вопросу «Комплексное методическое сопровождение педагогов при подготовке к аттестации» выступила методист МКУ «ИМЦ» Северного района Т.С. Михалевич, которая ознакомила присутствующих с планом методического сопровождения педагогов при подготовке к аттестации. Обратила внимание на основные моменты при подготовке педагогов к аттестации, озвучила часто встречающие ошибки и недочеты.
