ММО учителей истории и обществознания

                                                                                

                            МКУ "ИМЦ"

Северный район, Новосибирская область

 

ММО учителей истории и социально-экономических дисциплин   

 

           

2025-2026 учебный год

  • План работы ММО учителей истории и социально-экономических дисциплин на 2025-2026 учебный год  (скачать

 

   8 декабря   2025 года  состоялось заседание ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин  Северного района  под руководством Савастеевой Н.В.

  Тема методического объединения:  «Анализ результатов ГИА и ВПР и определение путей устранения выявленных проблем".

 

  На заседании присутствовали учителя истории и обществознания из 7 общеобразовательных учреждений.

 

В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:

1. Анализ результатов ГИА и ВПР по истории и обществознанию  с целью  выявления дефицитов  в виде несформированных планируемых результатов

2. Изменения в содержании ГИА и ВПР по истории и обществознанию в 2026 году.

3. Организация видов самостоятельной работы на уроках истории в целях качественной реализации  ФОП.

4. Работа над заданиями 2 части ОГЭ  по истории: эффективные приемы.

5. Карта контроля урока в соответствии с требованиями ФГОС  и ФОП.

6. Сообщение с регионального форума  "Историческое просвещение-основа общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти" и методической сессии руководителей ММО" История нашего края в системе работы ОО, проектирование урочной, внеурочной и воспитательной деятельности.

7. Уроки - экскурсии по памятным местам Северного района «Воспитание исторической памяти  в рамках исторического просвещения" (разработка мероприятия, фотоматериал).

 

По первому вопросу выступила  Савастеева Н.В., руководитель ММО, учитель  истории и обществознания МКОУ Северной СШ.  Эффективность преподавания обществознания во многом определяется качеством формирования у обучающихся понятийного аппарата, аналитических и коммуникативных умений, необходимых для успешного выполнения заданий. Для совершенствования преподавания обществознания всем обучающимся необходимо реализовать следующие меры:

 1. Систематическая работа с базовым понятийным аппаратом социальных наук. Учителям рекомендуется регулярно включать задания на определение, классификацию и сопоставление ключевых терминов из права, экономики, социологии, политологии. Следует совместно с обучающимися составлять опорные схемы и конспекты, проводить тематические минитесты, анализировать правильные и ошибочные ответы, что позволит закрепить понятийную базу.

 2. Формирование навыков смыслового чтения и анализа информации. На уроках обществознания следует использовать тексты разных типов (публицистические, правовые, статистические), таблицы, диаграммы и инфографику. Целесообразно организовывать работу по выделению ключевых идей, интерпретации данных, формулированию выводов и аргументов.

 3. Постепенное развитие умений аргументации и подбора примеров. Учителям рекомендуется организовывать упражнения на формулирование тезиса и подбор аргументов из разных сфер жизни, использовать проблемные вопросы, дебаты, анализ новостей и исторических событий. Следует уделять внимание не только логической корректности аргументов, но и их разнообразию.

4. Целенаправленное обучение структурированию материала. Рекомендуется систематически работать над составлением планов по изучаемым темам: сначала простых, затем – сложных развернутых планов по критериям ФИПИ. Важно анализировать удачные примеры и разбирать типичные ошибки учащихся.

5. Развитие умений работы с различными источниками информации. Следует знакомить обучающихся с методами поиска данных в книгах, СМИ, статистических базах, учить критически оценивать достоверность источников и их контекст и др.

    Об изменениях в содержании ГИА и ВПР по истории и обществознанию в 2026 году рассказала Ликаровская Ю.В., учитель истории и обществознания МКОУ Северной  СШ.

   Половнева Е.М., учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ, провела практикум по теме «Организация видов самостоятельной работы на уроках истории в целях качественной реализации  ФОП».

Умения самостоятельной работы – осознанное   владение способами и  приемами  учебной  деятельности, основанное на использовании  знаний о сущности и методах организации  учебной деятельности.

  Основные виды: работа с учебником, документами, картой, со статистическими данными, дополнительной литературой и др.

  В ходе самостоятельной работы учащийся может: освоить основной теоретический материал по изучаемой теме (написание конспекта, составление словаря опорных понятий, выполнение терминологического диктанта, работа с нормативными документами), закрепить, систематизировать и углубить собственные знания (выполнение рекомендованных заданий в ходе работы с дополнительной литературой),обобщить, систематизировать, интерпретировать полученные знания (конструирование вербально-схематических опор), применить полученные знания в практической деятельности (подготовка и участие в учебной дискуссии, написание сочинения-рассуждения, выступление на конференции), формировать собственную мировоззренческую позицию (написание реферата)

   С вопросом по теме «Работа над заданиями 2 части ОГЭ  по истории: эффективные приемы» подробно ознакомил Гончаров Н.П., учитель истории и МКОУ Остяцкой  ОШ.

  Задания второй части по истории  предусматривают анализ исторического источника: атрибутировать документ (18); найти в тексте информацию, представленную в явном виде (19); указать контекстную информацию (20).

   Предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21); анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22);  сравнение исторических событий и явлений (23); анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24).

   Общие выводы: внимательно читать задание. выучить структуру ответов. использовать мнемотехники и ассоциации. практиковать типовые задания, работать с историческими источниками, тренироваться находить ошибки, сочинять короткие ответы.

   В рамках вопроса «Карта контроля урока в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП» выступила Невтис М.И., учитель истории и обществознания МКОУ В-Красноярской средней школы.

   К  современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

   Савастеева Н.В., познакомила присутствующих с материалами регионального форума  "Историческое просвещение - основа общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти" и методической сессии руководителей ММО «История нашего края в системе работы ОО, проектирование урочной, внеурочной и воспитательной деятельности», организованной кафедрой СГД НИПКиПРО,  также Наталья Владимировна рассказала о проекте "Новосибирь в миниатюре". 

   Об участии учителей в мероприятии «Воспитание исторической памяти в рамках исторического просвещения» (уроки - экскурсии по памятным местам Северного района) выступила Савастеева Н.В.. Подготовленные педагогами разработки будут включены в методическую копилку ММО.


 

       

   28 августа   2025 года  состоялось заседание ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин  Северного района  под руководством Савастеевой Н.В., учителя история и обществознания МКОУ Северной СШ.

Тема методического объединения: «Методические аспекты обеспечения качества образовательного процесса в обучении предметам «История» и «Обществознание».

   На заседании присутствовали учителя истории и обществознания из 6 школ.

   

   В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:

1.Анализ работы  ММО учителей истории и социально - экономических дисциплин Северного района в 2024-2025 учебном году  и  обсуждение плана работы ММО на  2025-2026 учебный год.

2. Материалы методической сессии, организованной кафедрой СГД НИПКиПРО в рамках 15 съезда работников образования Новосибирской области.

3. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников.

 

    По первому вопрос выступила Савастеева Н.В., руководитель ММО. Общий анализ методической работы ММО показал, что методическая тема ММО  учителей истории и социально - экономических дисциплин  соответствует основным задачам. Тематика заседаний ММО отражает основные проблемные вопросы, которые решались учителями истории и обществознания. Обмен опытом педагогов и  деятельность ММО  была спланирована с учетом запросов и потребностей педагогов, особенностей преподавания предметов в текущем учебном году и направлена на обеспечение качества преподавания. Учителя  делились   опытом  работы  по формированию функциональной грамотности  (открытые уроки, выступления). При определении уровня профессиональной компетентности учителей истории на основе провед?нного опроса видно, что члены ММО  свободно владеют  содержанием программ, методикой преподавания. Инновационные педагогические технологии, реализующие ФГОС, используют в своей работе все педагоги. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ, программ внеурочной деятельности и факультативных курсов. Поставленные задачи были выполнены. Исходя из анализа методической работы за 2024- 2025 учебный год, учитывая положительный опыт и имеющиеся проблемы, были определены задачи на следующий учебный год.

   Материалы методической сессии, организованной кафедрой СГД НИПКиПРО в рамках 15 съезда работников образования Новосибирской области представила с помощью презентаций кафедры Савастеева Н.В., руководитель ММО: Преподавание обществознание в 2025-2026 учебном году (Гуськова А.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин); Особенности обучения школьников
5-7 классов курсу «История нашего края» (Соловьева Е.А., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин); Новое в нормативных документах с 1 сентября 2025 г. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации"; Ресурсы и учебные пособия в преподавании  Истории родного края (Запорожченко  А.В., заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин); Единые требования   к проектированию и реализации учебного занятия представила  Молокова Анна Викторовна,  доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе  и цифровизации ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО.

   В рамках третьего вопроса «Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников» выступила Ликаровская Ю.В., учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ.  Юлия Владимировна сделала сообщение по организационным вопросам по подготовке к ВОШ по предметам: история,  обществознание, право, экономика.

 


      

2024-2025 учебный год (просмотреть)

2023-2024 учебный год (просмотреть)

2022-2023 учебный год (просмотреть)

2021-2022 учебный год (просмотреть)

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.12.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»